Настройка самоката после покупки
Поздравляем вас с покупкой самоката! Для того, чтобы катание на самокате было приятным и безопасным помните о том, что самокат, как и любое механическое транспортное средство, требует ухода и обслуживания. Простота конструкции самоката позволяет обойтись без привлечения сторонних специалистов. Как минимум, технический осмотр самоката вы сможете произвести самостоятельно в любой момент. И начать нужно сразу же после покупки.
В данном обзоре мы детально разберём все этапы регулировки самоката на примере модели Scooter Disk Brake, так как именно эта модель является максимально укомплектованной с технической точки зрения. Эта инструкция применима также и к остальным моделям, поскольку принципы регулировки самоката те же самые.
Как разложить самокат
Итак, начнём по порядку. Достаньте самокат из коробки и осмотрите. Слева на раме есть замок складного механизма. Его нужно открыть.
Затем нажмите на рычаг складного механизма, который расположен спереди рамы и разложите самокат. Вы должны услышать характерный щелчок, который свидетельствует о том, что самокат разложился и складной механизм зафиксировался. Для этого нужно взять самокат за рулевую стойку и дёрнуть за неё коротким, но резким рывком. Не бойтесь что-либо сломать, это невозможно. Бывает, что новый самокат никак не защёлкивается при раскладывании. Значит вы недостаточно резко дёрнули за ручку. Попробуйте ещё раз, смелее. Со временем механизм разработается и будет защёлкиваться без лишних усилий.
Фиксатор рукояток
Теперь нужно вставить рукоятки. Откройте крышку на держателе рукояток. Внутри вставлена пластиковая заглушка. Она нужна только для транспортировки самоката и её нужно вытащить.
Вставьте рукоятки таким образом, чтобы кнопки на ручках попали в отверстия на держателе. Закройте крышку и при помощи шестигранника (входит в комплект) затяните болты снизу. Болты нужно затянуть ровно на столько, чтобы при закрытой крышке фиксатора ручки не люфтили. Не пытайтесь затянуть их слишком сильно, иначе вам будет тяжело открывать и закрывать крышку фиксатора рукояток.
Как отрегулировать руль по высоте
Чтобы отрегулировать руль самоката по высоте необходимо открыть замок на рулевой колонке. Затем потяните руль вверх пока кнопка на рулевой стойке не попадёт в одно из трёх отверстий, которые определяют уровень высоты. Чтобы сменить высоту нажмите на кнопку и опустите, либо поднимите руль.
После того, как вы установите руль на нужную высоту закройте замок руля. Для того, чтобы замок крепко фиксировал положение руля его нужно затянуть шестигранником. Как и в случае с фиксатором рукояток затягивайте не очень сильно, чтобы его можно было открывать без особых усилий.
Как выровнять руль
Теперь нам нужно выровнять руль относительно колеса. Точнее, для начала нужно проверить есть ли в этом необходимость. Для этого поставьте руль прямо и посмотрите на него сверху. Переднее колесо должно быть перпендикулярно рулю. Если вы видите, что это не так, то руль нужно поправить.
Важно! Если отклонение небольшое (в пределах 5-10 градусов), то не спешите сразу раскручивать руль. Обратите внимание, что когда вы открываете рулевой зажим для изменений высоты, то у руля имеется небольшая амплитуда свободного хода влево-вправо. Поэтому, для начала, откройте фиксатор высоты руля и просто поверните руль прямо, после чего закройте фиксатор обратно.
Если отклонение руля слишком большое, то будем выправлять руль. Для этого имеется хомут крепления руля, который затянут двумя болтами. При помощи шестигранника ослабляем эти болты. Затем зажмите переднее колесо ногами и поверните руль так, чтобы при взгляде сверху он стал перпендикулярно переднему колесу. После затяните болты обратно.
Болты рулевого хомута нужно затянуть максимально сильно (только не сорвите резьбу!). Затягивайте их поочерёдно, постепенно переходя от одного к другому, пока не почувствуете, что они больше не поворачиваются.
Устраняем люфт рулевой
Если в рулевой имеется люфт, то устранить его достаточно просто. В основании рулевой колонки есть две гайки: верхняя (контргайка) и нижняя (гайка рулевого подшипника). Иногда бывает, что гайка рулевого подшипника недостаточно сильно затянута и в этом месте наблюдается люфт рулевой. Либо, это может произойти в процессе эксплуатации самоката.
Обхватите рукой обод нижней гайки и затяните его по часовой стрелки. Затем пальцами затяните верхнюю контргайку, которая прижмёт нижнюю и не позволит ей раскручиваться. Не затягивайте слишком сильно! Если перетяните, то руль будет туго поворачиваться.
Для дополнительной информации. Контргайка и гайка рулевого подшипника затягиваются также при помощи гаечного ключа на 36, либо разводного ключа.
Устраняем люфт складного механизма
Если наблюдается люфт в месте соединения рамы с декой самоката, то это также устраняется регулировкой. Спереди рамы есть 2 маленьких болтика, при закручивании которых оказывается давление на эксцентрик складного механизма. Когда мы закручиваем эти два болтика, то эксцентрик прижимается к раме самоката. Таким образом устраняется люфт в этом месте.
На эксцентрике есть пластиковый валик, который со временем уплотняется от давления. Поэтому, через несколько дней после обкатки нужно будет немного подтянуть эти болты. Для регулировки используется маленький шестигранник из комплекта.
Обратите внимание, что если вы слишком сильно затяните болты эксцентрика, то самокат будет сложно сложить и разложить. Поэтому подкрутите их ровно на столько, чтобы в этой части самоката не было люфта, и в то же время самокат можно было легко складывать и раскладывать.
Замок складного механизма также выполняет функцию фиксатора рамы. При необходимости подтяните гайку эксцентрика. Делайте это при открытом замке.
Настройка дискового тормоза
Устройство дискового тормоза на самокате несколько сложнее, чем обычный колодочный тормоз. Поэтому он имеет несколько параметров регулировки. Перед тем как настраивать дисковый тормоз необходимо проверить, есть ли в этом необходимость.
Для начала разложите самокат и понажимайте ручку тормоза на руле. Бывает, что в сложенном виде тормозной тросик перетягивается и зажимает колодки. В большинстве случаев тормоз отрегулирован нормально и дополнительных действий не требуется. Даже если при вращении колеса диск немного задевает колодки, то можно это проигнорировать, так как в процессе обкатки колодки притрутся.
Тем не менее, разберём все нюансы настройки и регулировки дискового тормоза. На фото ниже показано, как тормозные колодки располагаются относительно диска. Между колодками и диском должен быть небольшой зазор.
Левая колодка
Левая и правая колодки регулируются независимо друг от друга. Левая колодка регулируется при помощи микроподстройки натяжения тросика. Смотрите фото ниже. Затяните или ослабьте пластиковую гайку, чтобы уменьшить или увеличить зазор между левой колодкой и диском.
Если диапазона микроподстройки недостаточно, то ослабьте болт, который прижимает конец тормозного троса и подтяните или ослабьте сам тросик. Затяните болт обратно.
Правая колодка
Чтобы настроить правую колодку ближе/дальше по отношению к тормозному диску необходимо покрутить гайку с обратной стороны. Крутим против часовой стрелки — увеличиваем зазор. По часовой — уменьшаем.
Угол наклона
Данная тормозная система позволяет регулировать угол наклона колодок относительно тормозного диска. Диск должен располагаться параллельно колодкам. Если вы видите, что колодки по отношению к диску установлены неровно, то это нужно исправить.
Ослабьте вертикальные фиксирующие болты и поправьте машинку таким образом, чтобы колодки были параллельно диску. При этом должен сохраняться зазор, как на фото выше.
Правим диск
Тормозной диск крайне редко бывает идеально ровной формы. И это нормально. Главное, чтобы при вращении он не тёрся об одну или обе колодки сразу. На этот случай также предусмотрена регулировка уже самого диска.
Под диском есть отверстия через которые на него с обратной стороны давят боты (смотри фото ниже). Это регулировочные болты при помощи которых мы можем оказывать или снижать давление на определённую область диска.
Например, если при вращении колеса мы наблюдаем, что в целом диск вращается ровно, но в одном месте немного отклоняется к левой колодке. Значит в этом месте нужно немного ослабить давление — чуть выкручиваем болт. И наоборот, если диск отклоняется к правой колодке, то нужно немного усилить давление на этот участок — затягиваем соответствующий болт.
Если самокат новый, то к данному способу стоит прибегать в последнюю очередь, когда вышеописанные методы настройки не помогли. Или когда вы деформировали диск в результате падения самоката или другого воздействия на него.
Регулировка заднего амортизатора
Задний амортизатор можно настраивать под вес наездника. Это делается при помощи гаечного ключа. Посмотрите на фото ниже.
Если при катании на самокате платформа слишком сильно проседает и цепляет дном об асфальт, то в этом случае необходимо подтянуть амортизатор. Закручиваем гайку вправо.
И наоборот, для ребёнка амортизатор можно сделать помягче. Для этого необходимо ослабить давление на пружину — крутим влево.
Установка подножки
В комплекте к самокату прилагается складная стояночная подножка с болтами для крепления. Она устанавливается с левой стороны. Место установки легко определить по наличию отверстий для крепления. Приложите подножку таким образом, чтобы отверстия на платформе совпали с отверстиями на держателе подножки. Затем установите в отверстия болты. С обратной стороны наживите гайки и затяните болты. Для этого используйте шестигранник и гаечный ключ из комплекта. Гаечным ключом придерживаете гайку, шестигранником закручиваете болт.
На этом всё. Самокат полностью готов к использованию. Желаем вам приятной прогулки!